Воскресенье
19.05.2024
07:37
Приветствую Вас Гость
RSS
 
ГРОМОВА АНЖЕЛА ОЛЕГОВНА
МАДОУ "Детский сад №1"
г. Тобольск

ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ
Главная Регистрация Вход
МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР (объяснительная записка) »
Меню сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Методический семинар на конкурс «Педагог года - 2017»

Номинация «Педагог-психолог»

Громовой Анжелы Олеговны

педагога-психолога МАДОУ «Детский сад № 1» города Тобольска

Тема: «Игровые технологии с использованием ИКТ как средство адаптации ребенка к условиям детского сада».

 

«…весь процесс воспитания ребенка мы рассматриваем как обучение тому, в какие игры следует играть и как в них играть»

Эрик Берн

Актуальность проблемы организации и содержания инновационной деятельности в современном дошкольном учреждении ни у кого не вызывает сомнения.
     Игровые технологии — это фундамент всего дошкольного образования. В свете ФГОС ДО личность ребенка выводится на первый план, и теперь все дошкольное детство должно быть посвящено игре. Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Не удивительно, что проблема игры привлекала и привлекает к себе внимание исследователей: педагогов, психологов, философов, социологов, искусствоведов, биологов.

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) прочно вошли во все сферы нашей жизни. Соответственно, система образования предъявляет новые требования к воспитанию и обучению подрастающего поколения, внедрению новых подходов, которые должны не приводить к замене традиционных методов, а способствовать расширению их возможностей.

В соответствии с концепцией внедрения новых информационных технологий в дошкольное образование, компьютер должен стать в детском саду ядром развивающей предметной среды. Поэтому, важно создание системы работы с использованием компьютера для развития ребенка и прежде всего, формирования у него психологической готовности к жизни и деятельности в обществе, широко применяющем информационные технологии. 

Цель семинара: создать необходимые методические условия для комплексного решения проблемы использования ИКТ в период адаптации ребенка к условиям ДОУ.

Задачи семинара:

1. выбор методов эффективной системы психолого-педагогического сопровождения воспитанников в период адаптации;

  2. Определение  места ИКТ в игровой деятельности в период адаптации детей к условиям детского сада.

Адаптация – процесс вхождения в новую среду, приспособление к ее условиям, сохранение и выработка необходимых умений и навыков.

Часто причиной психоэмоциональных нарушений и заболеваний человека является стресс, который он получил в младенчестве или раннем детстве. Негативный опыт адаптации к дошкольному учреждению может отразиться и на физическом, и на психическом здоровье ребенка, и на адаптации к школе, а, возможно, скажется и в более поздние возрастные периоды. Поэтому сегодня любой уважающий себя и свою профессиональную деятельность педагог-психолог должен задуматься над тем, как проходят мероприятия адаптационного периода у него в учреждении и соответствуют ли они современным требованиям.

Главными критериями ФГОС ДО названы социализация и индивидуальное развитие ребенка. Отдельно в стандарте выделено: «уважение педагогов к их воспитанникам», и «образовательный процесс должен учитывать интересы и возможности каждого ребенка.

Выготский Л.С.  полагал, что основным средством, позволяющим детям осваивать все более сложные социальные и когнитивные умения является игра. В раннем возрасте происходит разделение предметно-практической и игровой деятельности детей. Игра приобретает для ребенка самостоятельное значение и самостоятельную логику развития, в ходе которого он творит свой собственный воображаемый мир.Таким образом, развитие ребенка происходит в игровой деятельности.

Идея использовать компьютеры в обучении детей принадлежит профессору С. Пейперту. Работая с Ж. Пиаже в 60-е годы, он пришел к выводу, что ребенок развивается, если имеет условия для креативной деятельности в соответствующей среде, при этом качество усвоения материала зависит не столько от способностей ребенка, сколько от организации процесса обучения. Ученый представляет концепцию школы будущего, в которой компьютер выступает как средство активизации мыслительных, познавательных, творческих процессов.

Теоретическое обоснование необходимости использования информационных технологий для развития и обучения детей нашло свое продолжение в исследованиях отечественных ученых. А.В. Запорожец в своей работе «Проблемы дошкольной игры и руководство ею в воспитательных целях» дал подробные примеры использования компьютера как средства познавательного развития ребенка. С.Л. Новоселова в книге «Проблемы информатизации дошкольного образования» утверждала, что введение компьютера в систему дидактических средств детского сада может стать мощным фактором обогащения интеллектуального, эстетического, нравственного и физического развития ребенка. Д.Б. Богоявленская показала, что у детей, занимающихся с компьютерными игровыми программами по специально построенной системе, высок потенциал интеллектуального, творческого развития. По результатам исследований Машбиц Е.И. было показано, что компьютер способен усилить мотивацию учения.

Современные исследования медиков показывают, что отрицательного воздействия на здоровье детей дошкольного возраста при работе с компьютером не наблюдается, если соблюдаются гигиенические (высокий уровень освещённости, четкое и контрастное изображение на экране, оптимальное расстояние глаз до экрана 55-65 см., удобная поза) и эргономические (длительность игровых занятий не должна превышать 10-15 минут) требования. Для снятия мышечного напряжения у детей после работы (игр, занятий) на компьютере, необходимо проводить пальчиковую и глазо-двигательную гимнастику.

В настоящее время информационно-коммуникационные технологии широко применяются в различных напрвлениях работы педагога-психолога ДОУ.

Основными принципами работы с детьми в адаптационный период являются:

1. Активная работа с родителями по профилактике дезадаптации;

 2. Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе:

■ Выстраивание общения с ребенком с учетом индивидуально-психологических особенностей детей раннего возраста;

 ■ Формирование адекватной предметно-развивающей среды: доступность игр; разнообразие игровых материалов (форма, текстура, цвет, материал и т.д.); Периодическая смена игровых материалов; использование природных и неигровых материалов в игре;

3. Формирование у ребенка чувство уверенности в окружающем:

 ■ Знакомство и сближение детей друг с другом;

■ Знакомство с воспитателем, установление открытых, доверительных отношений между воспитателем и детьми;

■ Знакомство с группой;

На сегодняшний момент в центре внимания находится ребенок, его личность, неповторимый внутренний мир. Целью современного педагога-психолога является выбор методов и форм организации учебной деятельности, которые оптимально соответствуют поставленной цели. Данные возможности для развития и социализации учеников предоставляет игровая деятельность с использованием ИКТ.

Основная задача игры в этот период – налаживание доверительных отношений с каждым ребенком, попытка вызвать у детей положительное отношение к детскому саду.

Компьютеры и познавательные программы можно назвать универсальными  средствами воспитания. Уже имеющийся опыт показал, что игровая деятельность с применением ИКТ, демонстрация презентационных материалов в образовательном процессе улучшают восприятие материала и эмоциональное состояние воспитанников. Родители признают, что интерактивный подход помогает принимать активное участие в занятии. Применение информационных  компьютерных технологий на игровых занятиях не только облегчает усвоение учебного материала,  но и предоставляет новые возможности для  развития творческих  способностей  детей.

Вывод:Привыкание дошкольника к детскому саду — процесс непростой, поскольку адаптивные возможности детского организма ограничены. Чтобы снизить напряжение, необходимо переключать внимание малыша на деятельность, которая приносит ему удовольствие.

В дошкольном возрасте — это, в первую очередь, игра. «Язык» игр понятен и доступен любому ребенку. Он получает возможность выражать свои эмоции, переживания, общаться со сверстниками, знакомиться с нормами и правилами жизни, получает внутреннюю свободу.

На сегодняшний день любой педагог-психолог осуществляя свою профессиональную деятельность стремится к тому, чтобы мероприятия адаптационного периода у него в учреждении соответствовали современным требованиям.

Информационно-коммуникационные технологии в детском саду – актуальное направление развития современного дошкольного образования. Возможности ИКТ в игровой деятельности широко используются для благоприятной адаптации воспитанников к условиям детского сада.

Вход на сайт

Поиск

Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • База знаний uCoz